«Развиваем познавательную сферу детей»
Мыслительный процесс состоит из ряда операций. Наиболее распространённые из них – анализ, синтез, аналогия, сравнение, обобщение,
классификация. Чаще всего многие из них не осознаются. Поэтому для того,
чтобы ребёнок активно владел умственными операциями, их надо выделить,
довести до уровня осознания и специально им обучить.
Включайте в занятия с ребенком задания на:
– сравнение пары предметов или явлений – нахождение сходства и различия между ними;
– классификацию, обобщение различных предметов по общим признакам;
– нахождение «лишнего» слова или изображения, не связанного общим признаком с остальными;
– складывание целого из частей (разрезные картинки);
– последовательное раскладывание картинок и составление рассказа по ним;
– осознание закономерностей (рассмотреть орнамент, узор, продолжить его);
– задания на сообразительность, логические рассуждения и т.п.
Если вы занимаетесь с ребенком рисованием, лепкой или изготовлением различных поделок, то включайте в занятия не только копирование образца и отработку отдельных графических навыков, но и развивайте умение планомерно исследовать предметы, фантазировать, воображать.
Расширяйте кругозор детей, их основные представления о природных,
социальных явлениях, накапливайте у детей знания и впечатления, обсуждая с ними прочитанные книжки, просмотренные фильмы, мультфильмы, анализируйте поведение людей.
В целях развития речи:
– после чтения вслух сказок, рассказов просите детей пересказать услышанное, ответить на вопросы, задать свои;
– развивайте у детей умение строить рассказ по картинке, заданному плану, заданной теме;
– упражняйте детей в построении выводов, рассуждений, умозаключений;
– учите детей доказывать своё мнение, выражать его.
После каждого занятия с ребенком проводите рефлексивный анализ (спрашивайте, понравилось ли ребенку занятие, что нового он узнал, что запомнил, что вызвало затруднения, что было легко выполнять).