Close

15.10.2014

200-ЛЕТНИЙ ЮБИЛЕЙ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА

lermontov
СЛОВО О ПОЭТЕ «200-ЛЕТНИЙ ЮБИЛЕЙ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА»
(
радиообращение)

  1. Нет другого поэта XIX века, который бы так овладевал умом человека именно в его школьные годы, как М.Ю. Лермонтов.

Очарование его поэзии, красота его стихов, их неизъяснимая прелесть НЕПОДРАЖАЕМЫ… Приходят сразу на ум слова: волшебство, магия слова, загадка, тайна, поэзия в чистом виде.

Гениальная простота пушкинской мысли в полной мере оценивается несколько позже; позже приходит чувство благоговения и восхищения, внушаемые его стихотворными произведениями. Но, кажется, никто из русских поэтов не оставил после себя столько превосходных вещей, так доступных воображению и сердцу людей юного возраста, как Лермонтов …»

  1. Лермонтов обычно покоряет молодёжь сразу. И этому есть свои причины, не ведая которых невозможно в должной мере научиться верно понимать и чувствовать его художественную мысль, правильно и глубоко оценивать значение поэта.
  2. Молодёжь привлекает неподражаемая музыкальность стиха:

Русалка плыла по реке голубой,
Озаряема полной луной,
И хотела она доплеснуть до луны
Серебристую пену волны…

  1. Покоряет Лермонтов и страстной непосредственной свежестью, и силою чувства, и неповторимой живописностью картин. Но более всего действует на читателя беспокойная и тревожная лермонтовская мысль. Она всегда находит отклик в умах юных, ждущих ответа на вопросы жизни. Эта поэзия находит отзвук в умах, полных жажды самоутверждения… И в этом неоценимое для растущего человека не только эстетическое, но и высокое воспитательное значение его стихов! — Потому что в непокорном возрасте, когда мир открывается и манит чем-то неизведанным и прекрасным, юные не могут сразу верно пережить прозу жизни и понять поэзию обыденности.
  2. По чьёму-то меткому выражению, пуля убийцы Мартынова срезала верхушку с дерева русской поэзии, после чего она пошла расти в сучья. Действительно, много прекрасных поэтов пришло в русскую литературу в последующие десятилетия. Но до высочайшей отметки лермонтовской поэзии вОлны их всё-таки не доплёскивали.

Кто-то когда-то обронил, и как будто удачно, что Пушкин-де был дневным, а Лермонтов — ночным светилом русской поэзии. Но скорее Лермонтова, по его пристрастиям в цветовой гамме стихов, можно уподобить не светилу, а бездонному небу, например:

В то утро был небесный свод
Так чист, что ангела полёт
Прилежный взгляд следить бы мог…

Или

Мы проходили тёмный лес.
Огнём дыша, пылал над нами
Лазурно-яркий свод небес.

С такой вот чистейшей небесной синевой в глубине души вступил Лермонтов на кремнистый путь своей короткой и ослепительно яркой жизни.

  1. Существует известный феномен: одни говорят, что они больше любят Пушкина, другие говорят, что Лермонтова. Значит, один уже этот факт свидетельствует, что перед нами почти одинаково огромные, сияющие вершины русской поэзии, и не так уж просто отдать предпочтение одной из них. Правда, говорят, что любовь к Лермонтову — это как бы юношеская любовь и с возрастом пристрастия к Пушкину возрастают и крепнут, что любовь к Лермонтову порывистее, острее, жарче, а к Пушкину ровнее, зато прочнее. Есть даже сравнение поэзии и самого Пушкина с полноводной равнинной рекой, а поэзии Лермонтова — с рекой горной, стеснённой скалистыми берегами. Конечно, всё это очень условно, но если на время и принять этот образ, то есть если и сравнивать поэзию и бурную духовную жизнь поэта с горнокипящим потоком, то нельзя было бы не предвидеть, что только временно этот поток горный, что вот-вот он вырвется из теснин и что в дальнейшем ждёт его величественное, равнинное, хотя и по-прежнему могучее, полноводное течение. Не вина Лермонтова, что это не успело произойти.
  2. Есть имёна в человеческой истории, чья негативная известность или слава пришли к ним не сами по себе, а потому что они роковым образом соприкоснулись с другими личностями. В русской истории это Дантес и Мартынов. Убийство Мартыновым Лермонтова нужно квалифицировать как убийство подлое.          Погасло синее небо. В одно мгновение погибли все замыслы, все ненаписанные строки…Никто не знает, что погибло в одно мгновение. Всё это погибло на пороге зрелости, т.е. в самом начале. Пушкин многое бы ещё сделал, не случись трагедии… Но высота его полёта всё же была ясна. Он, пользуясь современным словом, обозначил свой «потолок». «Потолок» же Лермонтова ещё не обозначился! Только что написанные его стихи, самое последнее, что успел создать поэт, — это крутая, если не вертикальная дорога вверх! Шедевры, один ярче, лучше и глубже другого. Сколько бы ни проходило десятилетий и даже веков — никогда ни одно русское сердце не примирится со смертью совсем юного Лермонтова и не устанет проклинать его убийцу.

С юбилеем вечно живого, всегда юного ПОЭТА! С праздником высокой литературы вас!