Поэзия на уроке литературы и вне его: каков он, сегодняшний почитатель, и что он ею называет…
21 марта — Всемирный день поэзии. Кольцовское литературное общество «Лира» проводило Круглый стол «Дети и литература. Дети и поэзия».
Когда ко мне обратились с просьбой выступить в качестве эксперта по этой теме, я, как практикующий учитель, решила — в виде помощи себе по освещению этого вопроса – «использовать» своих воспитанников: они, как никто другой, дадут «объяснения, обоснования и доказательства», позволяющие нам составить объективное суждение по обозначенной теме..
Я предложила ребятам составленную мною анкету. И т.к. мои ученики разного возраста – 6-х, 10-х классов, то первые 7 вопросов были общими для всех, а с 8-10 вопросы – дополнительно для старшеклассников.
Ответы получились самые разнообразные… Но они, на сугубо мой взгляд, достаточно отчётливо дают понять, в чём причины…
1) «нечтения» сегодняшнего читателя,
2) неразборчивости нынешнего «потребителя стихов»,
3) огромного количества низкопробной «поэзии».
Эти ответы на вопросы анкеты я скомпоновала по возрасту (6-10 кл.) НЕСЛУЧАЙНО: они свидетельствуют, на мой, УЧИТЕЛЬСКИЙ, взгляд, что уроки литературы – это, к счастью, редкая возможность ПРИОБЩИТЬ ребят к «качественному» чтению — хотя, к сожалению, видимо, возможность уже единственная…
6 6 классы
|
10-тые классы
|
2. В чем, на твой взгляд, их предпочтение перед прозой? | 2. В чем, на твой взгляд, их предпочтение перед прозой? |
3. Пробовали ты когда-нибудь писать стихи? | 3. Пробовали ты когда-нибудь писать стихи? |
4. Где, по-твоему, кроется причина того, что многие «читатели» скренне уверены в легкодоступности этого «процесса» любому человеку? | 4. Где, по-твоему, кроется причина того, что многие «читатели» скренне уверены в легкодоступности этого «процесса» любому человеку? |
5. А почему, на твой взгляд,
многие люди не любят …стихи? |
5. А почему, на твой взгляд,
многие люди не любят …стихи? |
6. В чем ты видишь значение поэтов (как создателей) и стихов (их произведений) для человека (читателя)? | 6. В чем ты видишь значение поэтов (как создателей) и стихов (их произведений) для человека (читателя)? |
7. Каких поэтов ты любишь (если ты их читаешь)? В чем их ценность для тебя? | 7. Каких поэтов ты любишь (если ты их читаешь)? В чем их ценность для тебя? |
|
|
9. Чем объяснить несметное количество дурных строк на сцене, эстраде, которые позиционируются как ПОЭЗИЯ, ХИТЫ и пр., а их «создатели» — как ЗВЁЗДЫ, ЗНАМЕНИТОСТИ и т.д.? | |
10. А, по-твоему, КТО и ЧТО может быть «судиёй» этого КАЧЕСТВА?? |
6 -е классы | 10-е классы | |
1. Любишь ли ты читать стихи? | ||
«Да, на мой взгляд, стихи — это хороший показатель уровня развития человека» (Даша Я.);
«я люблю читать стихи, но я хочу научиться читать их лучше» (Саша С.); «естественно, все ведь любят поэзию!»(Павел С.) «я люблю читать стихи, потому что в них бывает философский смысл, который помогает понять, что на этой земле есть зло, а что добро…Они помогают мне понять смысл жизни на свете» (Лиза М.); «мне нравятся стихи многих поэтов, потому что их стихи льются как музыка! Это читать приятно, тем более, что многие с философским смыслом!» (Валерия Ф.) |
«Да, да, да! Люблю и считаю это занятие неотъемлемой частью жизни человека!» (Данил А.);
«Люблю читать стихи» (Лиза К., Мария Х.); «Люблю и очень этим увлекаюсь» (Полина В.); «да, но читаю, к сожалению, не часто (Вика Ж.) |
|
|
|||||
«Мне нравится красивый склад слов» (Саша С.);
«в стихах всё высказывается «фантазийно», волшебно» (Илья Г.); «их предпочтение раскрывается в том, что стихи – это высшее мастерство литературы» (Паша С.); «для многих в стихтворной форме информация понятнее» (Настя Р.); «проза понятнее, но как бы мог жить человек, не читая стихов и не понимая, как они медленно и плавно превращаются в полноценное стихотворение?» (Катя Г.) |
«Читая стихи, я будто переживаю то эмоциональное состояние, которое испытывал автор. Это незабываемое ощущение» (Лиза К.);
«стихи — это что-то высокое, возвышенное над обыденной жизнью» (Катя Б.); «они учат человека по-другому мыслить, смотреть на мир НОВЫМ взглядом» (Маша Х.). |
||||
3. Пробовал ли ты когда-нибудь писать стихи? | |||||
«Я никогда не пробовал писать стихи. Я думаю, что у меня не получится» (Саша С.);
«нет, потому что у меня не получится хорошо, и я опозорю прекрасный мир стихов» (Катя Г.); « писать я пробовала, но у меня не хватает фантазии» (Настя Б.); «да, пробовала, у меня даже сохранилась тетрадь. Это было два года назад» (Эмилия П.). |
«Нет, т.к. для этих целей есть талантливые люди. Их зовут ПОЭТАМИ» (Семён Р.);
«нет, я не берусь за это «ДЕЛО», т.к не имею поэтического чутья, каким обладает человек, способный передать свои сиюсекундные мысли при помощи ЕДИНСТВЕННОГО слова!» (Лиза К.). |
||||
|
|||||
«Многие читатели, наверное, просто не читали прекрасных стихов разных авторов!» (Катя Г.)
«я думаю, что причина кроется в самих людях: они плохо относятся к окружающему миру» (Саша С.); «это потому, что они не могут отличить хорошее от плохого, не понимают НЕЗНАЮЩИХ людей…» (Яна П.); «некоторые думают, что если они какой-нибудь бред сморозят, то они уже писатели, а это ПИСАКИ!» (Семён Г.) «я думаю, что причина кроется в том, что многие обленились читать, а только научились писать нецензурные слова на заборах и при этом считают себя …поэтами» (Саша К.). |
«В непонимании людьми цены «того», что они привыкли считать стихами» (Маша Ф.);
«люди думают, что «стишки» это и есть поэзия…»(Вика Ж.); «так называемые «читатели» даже не подозревают, что такое настоящая поэзия» (Кирилл Д.); «многие люди думают, что рифмовать слова – это и есть поэзия» (Артём Р.); «эти так называемые «читатели» воспринимают текст как набор слов, имеющих рифму. Это люди, живущие…поверхностно» (Лиза К.); «читатели не ведают о тонкостях стихосложения: думают о рифме и ритме (ТОЛЬКО!) (Настя О.); «не знают о «тонкостях» процесса стихотворения. А если что-то получилось, то за этот детский «лепет» уже мнят себя стихотворцами!» (Валя Ф.) |
||||
5. А почему, на твой взгляд, многие люди не любят …стихи? | |||||
«Потому что стихи – это СЛОЖНОЕ художество!» (Кирилл К.)
«у них НЕЛЮБОВЬ к прекрасному и красоте» (Паша С.); «они думают, что стихи «скроют» красоту» (Эмилия П.); «я думаю, что в них нет одарённости» (Серёжа Т.); «они не хотят, наверное, читать горькую правду о себе?» (Катя Г.) «не умеют читать «между строк» (Настя Р.). |
«Думаю, боятся себя там «увидеть» (Семён Р.);
«стихи –это эмоции, чувства. А некоторые боятся пустить в «себя» чужое» (Максим К); «возможно, не хотят пререживать то, что чувствует автор?» (Лита М.); «да потому что НЕ ЧИТАЮТ!» (Лиза К.); «я уверена что РАВНОДУШНЫХ людей невозможно тронуть даже прекрасными стихами!» (Полина В.) |
||||
6.В чем ты видишь значение поэтов (как создателей) и стихов (их произведений) для человека (читателя)? | |||||
«значение поэтов невозможно передать словами, а их произведения-венец их гения. А читатель – это тот, кто впитывает этот гений» (Паша С.);
«мне кажется, что значение для читателя в том, что он «впитывает» чувства, эмоции, и это помогает ему постигать всё вокруг. Быть внимательным даже к мелочам» (Катя Г.); «я вижу значение в том, что они (стихи) помонают задуматься над многим: а то мы жили бы как в каменном веке – необразованные, некультурные!» (Артём С.) |
«Значение поэтов в том, что мы себя в стихах видим не «в лучшей форме»! (Семён Р.)
«позволяют обогатить читателя!» (Максим К.) «стихотворение, это «луч добра», это «рука помощи». А поэт- человек, несущий «божье слово» читателю» (Настя О.); «поэты – посредники. Они выполняют Божий замысел: изменить жизнь. Но так, чтобы не они это делали, а мы, читатели!» (Вика Ж.); «он, поэт, знает, что «словом можно убить, словом можно спасти…» И он абсолютно ПРАВ!» (Лиза К.). |
||||
7. Каких поэтов ты любишь (если ты их читаешь)? В чём их ценность для тебя? | |||||
«Я люблю многих поэтов. Но особенно А.С. Пушкина»(Саша С.);
«Лермонтова, он открывает красоту природы и её печаль» (Эмилия П.); «А.С. Пушкин – это наша гордость!» (Данил И.); «я прдпочитаю поэтов душевных, тех, которые вселяют в разум человека светлые чувства» (Паша С.); «Пушкина и Лермонтова. Они пишут очень трагические стихи».(Кирилл К.). |
«Люблю Тютчева. Привлекает чувственностью и «таинственностью» (Вика Ж.);
«моей душе близок Лермонтов. Мне кажется, что мы с ним схожи». (Лиза П.); «меня «понимает» Тютчев» (Таня Л.); «мне нравится поэзия А. Ахматовой. Я нахожу в ней родство по духу.ответы на свои вопросы» (Лиза К.); «Некрасов воспитывает патриотизм. Маяковский показывает жизнь такой, какая она есть. Например: «В моде каждой так положено, что нельзя без пуговицы, а без головы…можно» (Женя Б.); «когда мне плохо и не хватает эстетического удовольствия, читаю Пушкина, а хочу поразмышлять – беру Блока» (Катя Б.). |
||||
8.Огромное количество людей не просто не читают стихи, а искренне считают это бессмысленным и даже вредным делом. Что ты по этому поводу думаешь? Если есть аргументы, то что бы ты – в качестве доказательства – им ПРОТИВОПОСТАВИЛ? | |||||
«Я считаю, что они хотят прожить жизнь «в удовольствие», но бессмысленно» (Максим К.);
«не думаю, что таким людям нужно подыскивать аргументы: ведь «свет идёт не во внутрь, а изнутри». Если у человека, кроме физиологических желаний, нет больше ничего,то никакие агрументы не смогут уже ничего поправить» (Настя О.);\ «они глупы. Это духовно «нищие» люди» (Полина В.); «считаю, что «НЕЧТЕНИЕ» приводит к деградации, к «СТОЯНИЮ» человека на одном месте..» (Данил А.); «бороться с такими людьми бесполезно. Наша задача – НЕ ПОПОЛНЯТЬ ряды этих людей. И НЕ ДОПУСТИТЬ, чтобы такими стали наши дети, внуки, правнуки» (Лиза К.). |
|||||
|
|||||
«Это свидетельствует о низком уровне духовного и личностного развития многих людей, проживающих в нашей стране» (Катя Б.);
«такое проявление свидетельствует о желании выделиться, приобщиться, приблизиться К ВЕЛИКИМ (Пушкин, Лермонтов), не задумываясь над огромной разницей между своими «творениями» и тем, что создали действительно ВЕЛИКИЕ» (Маша Ф.); «я думаю, что это происходит от неуёмного желания быть знаменитым» (Кирилл Д.); « создатели таких строк искренне верят, что создают «шедевры» мирового искусства» (Семён Р.); « это продиктовано деградацией общества и потребностью правительства обеспечить инертность народа» (М. К.); «думаю, что это имеет отношение к политике. Ей нужны «тупые» ИСПОЛНИТЕЛИ. ТАК УДОБНЕЕ.(Слава С.); «читатели» не видят «неумности» таких «стихов»! А потому для них писать легче (Анжела З.). |
|||||
|
|||||
«Только искренне понимающие ценность стихов люди и те, кто пишет их как крик души, а не в качестве …наживы» (Анжела З.);
«думаю, что каждый должен быть судьёй своего сказанного или написанного слова» (Настя О.); «совесть, образование, нравы» (Максим К.); «если все перестанут слушать это, «бред» перестанет создаваться…» (Женя Б.); «годы идут, «псевдопоэты» стареют, уходят, и никто о них не ромнит. А произведения истинного искусства живут в памяти человечества ВЕЧНО!» (Маша Е.); «у «руля» должны быть люди читающие: здравомыслящие, грамотные, любящие и ценящие культуру нашей страны, не позволяющие опорочить её «грязной « поэзией…» (Лиза К.) «Бог им судья!» (Маша Х.) |
|||||
Результаты анектирования довольно красноречиво свидетельствуют о том, что уроки словесности, целью которых является формирование литературных компетенций и совершенствование речеведческих знаний, умений и навыков, дают свои положительные «отклики». Если младшие школьники во многом наивно, хотя и правильно – с точки зрения задаваемого в анкете вопроса – отвечают на него, то старшеклассники (с учётом возраста и получаемых на уроках литературы знаний) уже достаточно КВАЛИФИЦИРОВАННО ведут разговор о СОДЕРЖАНИИ и ФОРМЕ поэзии: в них, этих ответах-размышлениях, есть не только интеллектуально-эмоциональная, но и ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ оценка той ситуации, в которой находится сегодня Поэтическое слово.
Отрадно видеть и осознавать (в условиях сегодняшнего дня, когда ПОТРЕБЛЕНИЕ стало определяющей характеристикой подрастающего в нашем обществе человека), что не все дети, которые нас окружают, только БЕРУТ… В растущем (среди нас!) поколении, к счастью, есть воспитанники, в круг потребностей которых не входит только так называемая «растительно-овощная» жизнь: есть, пить, развлекаться, т.е. в своих предпочтениях – исключительно «брать»… И только!
Наши дети 6-х и, тем более, 10-х классов серьёзно и основательно рассуждают о пагубности вышеназванного «существования». Видят опасность «эмоциональной тупости» (термин психологии!) для развития растущего человека, которая проявляется – ярче всего! – именно в отношении к поэтическому слову как носителю высокой (в отличие от прозы!) ЧУВСТВЕННОЙ составляющей! А её ПРИСУТСТВИЕ в человеке – это залог не умирающего в нём, этом самом человеке, отношения — как бесценному дару — к жизни, которой «в запасе» у человека нет. Поэтому проживаться она (единственная!) должна как можно СОДЕРЖАТЕЛЬНЕЕ: с осмыслением и прочувствованием всего и вся вокруг, «наполнением» человека всеми теми знаниями о жизни, без которых он не мыслит себя как СОСТОЯВШЕЕСЯ существо в этом мире. А достойная поэзия, — если следовать классическому определению её в виде «лучших слов, расположенных в лучшем порядке», — воплощает в себе рационально-эмоциональное осмысление человеческой сущности в самых разнообразных её проявлениях…
В Евангелии от Иоанна сказано: «Слово есть Бог». Следовательно, слово, тем более поэтическое, как особо «отточенное», «отшлифованное» приметами стихотворчества, кратно усиливает значение и звучание прочитанного, услышанного или произнесённого СЛОВА.
Роль поэзии в жизни человека, тем более только начинающего жить и определяющего в ней свои личностные ориентиры, переоценить трудно…
Гринченко И.В.,
учитель русскогоязыка и литературы
лицея-интерната №21