Close

17.09.2014

Поэзия на уроке литературы и вне его: каков он, сегодняшний почитатель, и что он ею называет…

21 марта — Всемирный день поэзии. Кольцовское литературное общество «Лира» проводило Круглый стол «Дети и литература. Дети и поэзия».

Когда ко мне обратились с просьбой выступить в качестве эксперта по этой теме, я, как практикующий учитель, решила — в виде помощи себе по освещению этого вопроса – «использовать»   своих воспитанников: они, как никто другой, дадут «объяснения, обоснования и доказательства», позволяющие нам составить объективное суждение   по обозначенной теме..

Я предложила ребятам составленную мною анкету. И т.к. мои ученики разного возраста – 6-х, 10-х классов, то первые 7 вопросов были общими для всех, а с 8-10 вопросы – дополнительно для старшеклассников.

Ответы получились самые разнообразные… Но они, на сугубо мой взгляд, достаточно отчётливо дают понять, в чём причины…

1) «нечтения» сегодняшнего читателя,

2) неразборчивости нынешнего «потребителя стихов»,

3) огромного количества низкопробной «поэзии».

Эти ответы на вопросы анкеты я скомпоновала по возрасту (6-10 кл.) НЕСЛУЧАЙНО: они свидетельствуют, на мой, УЧИТЕЛЬСКИЙ, взгляд, что уроки литературы – это, к счастью, редкая возможность ПРИОБЩИТЬ ребят к «качественному» чтению — хотя, к сожалению, видимо, возможность уже единственная…

6        6 классы

  1. Любишь ли ты читать стихи?
10-тые классы

  1. Любишь ли ты читать стихи?
2.   В чем, на твой взгляд, их предпочтение   перед прозой? 2. В чем, на твой взгляд, их предпочтение перед прозой?
3.   Пробовали ты когда-нибудь писать   стихи? 3. Пробовали ты когда-нибудь писать стихи?
4. Где, по-твоему, кроется причина того, что многие «читатели» скренне уверены в легкодоступности этого «процесса» любому человеку? 4. Где, по-твоему, кроется причина того, что многие «читатели» скренне уверены в легкодоступности этого «процесса» любому человеку?
5. А почему, на твой взгляд,

многие люди не любят …стихи?

5. А почему, на твой взгляд,

многие люди не любят …стихи?

6. В чем ты видишь значение поэтов (как создателей) и стихов (их произведений) для человека (читателя)? 6. В чем ты видишь значение поэтов (как создателей) и стихов (их произведений) для человека (читателя)?
7. Каких поэтов ты любишь (если ты их читаешь)? В чем их ценность для тебя? 7. Каких поэтов ты любишь (если ты их читаешь)? В чем их ценность для тебя?
 
  1. Огромное количество людей не просто не читают стихи, а искренне считают это бессмысленным и даже вредным делом. Что ты по этому поводу думаешь? Если есть аргументы, то что бы ты – в качестве доказательства – им ПРОТИВОПОСТАВИЛ?
  9. Чем объяснить несметное количество дурных строк на сцене, эстраде, которые позиционируются как ПОЭЗИЯ, ХИТЫ и пр., а их «создатели» — как ЗВЁЗДЫ, ЗНАМЕНИТОСТИ   и т.д.?
  10. А, по-твоему, КТО и ЧТО может быть «судиёй» этого КАЧЕСТВА??

 

                   6 -е классы                      10-е классы
                            1. Любишь ли ты читать стихи?
«Да, на мой взгляд, стихи — это хороший показатель уровня развития человека» (Даша Я.);

«я люблю читать стихи, но я хочу научиться читать их лучше» (Саша С.);

«естественно, все ведь любят поэзию!»(Павел С.)

«я люблю читать стихи, потому что в них бывает философский смысл, который помогает понять, что на этой земле есть зло, а что добро…Они помогают мне понять смысл жизни на свете» (Лиза М.);

«мне нравятся стихи многих поэтов, потому что их стихи льются как музыка! Это читать приятно, тем более, что многие с философским смыслом!» (Валерия Ф.)

«Да, да, да! Люблю и считаю это занятие неотъемлемой частью жизни человека!» (Данил А.);

«Люблю читать стихи» (Лиза К., Мария Х.);

«Люблю и очень этим увлекаюсь» (Полина В.);

«да, но читаю, к сожалению, не часто (Вика Ж.)

 

  1. В чем, на твой взгляд, их предпочтение перед прозой?
«Мне нравится красивый склад слов» (Саша С.);

«в стихах всё высказывается «фантазийно», волшебно» (Илья Г.);

«их предпочтение раскрывается в том, что стихи – это высшее мастерство литературы» (Паша С.);

«для многих в стихтворной форме информация понятнее»

(Настя Р.);

«проза понятнее, но как бы мог жить человек, не читая стихов и не понимая, как они медленно и плавно превращаются в полноценное стихотворение?» (Катя Г.)

«Читая стихи, я будто переживаю то эмоциональное состояние, которое испытывал автор. Это незабываемое ощущение» (Лиза К.);

«стихи — это что-то высокое, возвышенное над обыденной жизнью» (Катя Б.);

«они учат человека по-другому мыслить, смотреть на мир НОВЫМ взглядом» (Маша Х.).

3. Пробовал ли ты когда-нибудь писать стихи?
«Я никогда не пробовал писать стихи. Я думаю, что у меня не получится» (Саша С.);

«нет, потому что у меня не получится хорошо, и я опозорю прекрасный мир стихов» (Катя Г.);

« писать я пробовала, но у меня не хватает фантазии» (Настя Б.);

«да, пробовала, у меня даже сохранилась тетрадь. Это было два года назад» (Эмилия П.).

«Нет, т.к. для этих целей есть талантливые люди. Их зовут ПОЭТАМИ» (Семён Р.);

«нет, я не берусь за это «ДЕЛО», т.к не имею поэтического чутья, каким обладает человек, способный передать свои сиюсекундные мысли при помощи ЕДИНСТВЕННОГО слова!» (Лиза К.).

  1. Где, по-твоему, кроется причина того, что многие «читатели» искренне уверены в легкодоступности этого «процесса»?
«Многие читатели, наверное, просто не читали прекрасных стихов разных авторов!» (Катя Г.)

«я думаю, что причина кроется в самих людях: они плохо относятся к окружающему миру» (Саша С.);

«это потому, что они не могут отличить хорошее от плохого, не понимают НЕЗНАЮЩИХ людей…» (Яна П.);

«некоторые думают, что если они какой-нибудь бред сморозят, то они уже писатели, а это ПИСАКИ!» (Семён Г.)

«я думаю, что причина кроется в том, что многие обленились читать, а только научились писать нецензурные слова на заборах и при этом считают себя …поэтами» (Саша К.).

«В непонимании людьми цены «того», что они привыкли считать стихами» (Маша Ф.);

«люди думают, что «стишки» это и есть поэзия…»(Вика Ж.);

«так называемые «читатели» даже не подозревают, что такое настоящая поэзия» (Кирилл Д.);

«многие люди думают, что рифмовать слова – это и есть поэзия» (Артём Р.);

«эти так называемые «читатели» воспринимают текст как набор слов, имеющих рифму. Это люди, живущие…поверхностно» (Лиза К.);

«читатели не ведают о тонкостях стихосложения: думают о рифме и ритме (ТОЛЬКО!) (Настя О.);

«не знают о «тонкостях» процесса стихотворения. А если что-то получилось, то за этот детский «лепет» уже мнят себя стихотворцами!» (Валя Ф.)

5. А почему, на твой взгляд, многие люди не любят …стихи?
«Потому что стихи – это СЛОЖНОЕ художество!» (Кирилл К.)

«у них НЕЛЮБОВЬ к прекрасному и красоте» (Паша С.);

«они думают, что стихи «скроют» красоту» (Эмилия П.);

«я думаю, что в них нет одарённости» (Серёжа Т.);

«они не хотят, наверное, читать горькую правду о себе?» (Катя Г.)

«не умеют читать «между строк» (Настя Р.).

«Думаю, боятся себя там «увидеть» (Семён Р.);

«стихи –это эмоции, чувства. А некоторые боятся пустить в «себя» чужое» (Максим К);

«возможно, не хотят пререживать то, что чувствует автор?» (Лита М.);

«да потому что НЕ ЧИТАЮТ!» (Лиза К.);

«я уверена что РАВНОДУШНЫХ людей невозможно тронуть даже прекрасными стихами!» (Полина В.)

6.В чем ты видишь значение поэтов (как создателей) и стихов (их произведений) для человека (читателя)?
«значение поэтов невозможно передать словами, а их произведения-венец их гения. А читатель – это тот, кто впитывает этот гений» (Паша С.);

«мне кажется, что значение для читателя в том, что он «впитывает» чувства, эмоции, и это помогает ему постигать всё вокруг. Быть внимательным даже к мелочам» (Катя Г.);

«я вижу значение в том, что они (стихи) помонают задуматься над многим: а то мы жили бы как в каменном веке – необразованные, некультурные!» (Артём С.)

«Значение поэтов в том, что мы себя в стихах видим не «в лучшей форме»! (Семён Р.)

«позволяют обогатить читателя!» (Максим К.)

«стихотворение, это «луч добра», это «рука помощи». А поэт- человек, несущий «божье слово» читателю»

(Настя О.);

«поэты – посредники. Они выполняют Божий замысел: изменить жизнь. Но так, чтобы не они это делали, а мы, читатели!» (Вика Ж.);

«он, поэт, знает, что «словом можно убить, словом можно спасти…» И он абсолютно ПРАВ!» (Лиза К.).

7. Каких поэтов ты любишь (если ты их читаешь)?   В чём их ценность для тебя?
«Я люблю многих поэтов. Но особенно А.С. Пушкина»(Саша С.);

«Лермонтова, он открывает красоту природы и её печаль» (Эмилия П.);

«А.С. Пушкин – это наша гордость!» (Данил И.);

«я прдпочитаю поэтов душевных, тех, которые вселяют в   разум человека светлые чувства» (Паша С.);

«Пушкина и Лермонтова. Они пишут очень трагические стихи».(Кирилл К.).

«Люблю Тютчева. Привлекает чувственностью и «таинственностью» (Вика Ж.);

«моей душе близок Лермонтов. Мне кажется, что мы с ним схожи». (Лиза П.);

«меня «понимает» Тютчев» (Таня Л.);

«мне нравится поэзия А. Ахматовой. Я нахожу в ней родство по духу.ответы на свои вопросы» (Лиза К.);

«Некрасов воспитывает патриотизм. Маяковский показывает жизнь такой, какая она есть. Например: «В моде каждой так положено, что нельзя без пуговицы, а без головы…можно» (Женя Б.);

«когда мне плохо и не хватает эстетического удовольствия, читаю Пушкина, а хочу поразмышлять – беру Блока» (Катя Б.).

8.Огромное количество людей не просто не читают стихи, а искренне считают это бессмысленным и даже вредным делом. Что ты по этому поводу думаешь? Если есть аргументы, то что бы ты – в качестве доказательства – им ПРОТИВОПОСТАВИЛ?
«Я считаю, что они хотят прожить жизнь «в удовольствие», но бессмысленно» (Максим К.);

«не думаю, что таким людям нужно подыскивать аргументы: ведь «свет идёт не во внутрь, а изнутри». Если у человека, кроме физиологических желаний, нет больше ничего,то никакие агрументы не смогут уже ничего поправить» (Настя О.);\

«они глупы. Это духовно «нищие» люди» (Полина В.);

«считаю, что «НЕЧТЕНИЕ» приводит к деградации, к «СТОЯНИЮ» человека на одном месте..» (Данил А.);

«бороться с такими людьми бесполезно. Наша задача – НЕ   ПОПОЛНЯТЬ ряды этих людей. И НЕ ДОПУСТИТЬ, чтобы такими стали наши дети, внуки, правнуки» (Лиза К.).

  1. Чем объяснить несметное количество дурных строк на сцене, эстраде, которые позиционируются как ПОЭЗИЯ, ХИТЫ и пр., а их «создатели» — как ЗВЁЗДЫ, ЗНАМЕНИТОСТИ  и т.д. ?
«Это свидетельствует о низком уровне духовного и личностного развития многих людей, проживающих в нашей стране» (Катя Б.);

«такое проявление свидетельствует о желании выделиться, приобщиться, приблизиться К ВЕЛИКИМ (Пушкин, Лермонтов), не задумываясь над огромной разницей между своими «творениями» и тем, что создали действительно ВЕЛИКИЕ» (Маша Ф.);

«я думаю, что это происходит от неуёмного желания быть знаменитым» (Кирилл Д.);

« создатели таких строк искренне верят, что создают «шедевры» мирового искусства» (Семён Р.);

« это продиктовано деградацией общества и потребностью правительства обеспечить инертность народа» (М. К.);

«думаю, что это имеет отношение к политике. Ей нужны «тупые» ИСПОЛНИТЕЛИ. ТАК УДОБНЕЕ.(Слава С.);

«читатели» не видят «неумности» таких «стихов»! А потому для них писать легче (Анжела З.).

  1. А, по-твоему, КТО и ЧТО может быть «судиёй» этого КАЧЕСТВА?
«Только искренне понимающие ценность стихов люди и те, кто пишет их как крик души, а не в качестве …наживы» (Анжела З.);

«думаю, что каждый должен быть судьёй своего сказанного или написанного слова» (Настя О.);

«совесть, образование, нравы» (Максим К.);

«если все перестанут слушать это, «бред» перестанет создаваться…» (Женя Б.);

«годы идут, «псевдопоэты» стареют, уходят, и никто о них не ромнит. А произведения истинного искусства живут в памяти человечества ВЕЧНО!» (Маша Е.);

«у «руля» должны быть люди читающие: здравомыслящие, грамотные, любящие и ценящие культуру нашей страны, не позволяющие опорочить её «грязной « поэзией…» (Лиза К.)

«Бог им судья!» (Маша Х.)

Результаты анектирования довольно красноречиво свидетельствуют о том, что уроки словесности, целью которых является формирование литературных компетенций и совершенствование речеведческих знаний, умений и навыков, дают свои положительные «отклики». Если младшие школьники во многом наивно, хотя и правильно – с точки зрения задаваемого в анкете вопроса – отвечают на него, то старшеклассники (с учётом возраста и получаемых на уроках литературы знаний) уже достаточно КВАЛИФИЦИРОВАННО ведут разговор о СОДЕРЖАНИИ и ФОРМЕ поэзии: в них, этих ответах-размышлениях, есть не только интеллектуально-эмоциональная, но и ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ оценка той ситуации, в которой находится  сегодня   Поэтическое слово.

Отрадно видеть и осознавать (в условиях сегодняшнего дня, когда ПОТРЕБЛЕНИЕ стало определяющей характеристикой подрастающего в нашем обществе человека), что не все дети, которые нас окружают, только БЕРУТ… В растущем (среди нас!) поколении, к счастью, есть воспитанники, в круг потребностей которых не входит только так называемая «растительно-овощная» жизнь: есть, пить, развлекаться, т.е. в своих предпочтениях – исключительно «брать»… И только!

Наши дети 6-х и, тем более, 10-х классов серьёзно и основательно рассуждают о пагубности вышеназванного «существования». Видят опасность «эмоциональной тупости» (термин психологии!) для развития растущего человека, которая проявляется – ярче всего! – именно в отношении к поэтическому слову как носителю высокой (в отличие от прозы!) ЧУВСТВЕННОЙ составляющей! А её ПРИСУТСТВИЕ в человеке – это залог не умирающего в нём, этом самом человеке, отношения — как бесценному дару — к жизни, которой «в запасе» у человека нет. Поэтому проживаться она (единственная!) должна как можно СОДЕРЖАТЕЛЬНЕЕ: с осмыслением и прочувствованием всего и вся вокруг, «наполнением» человека всеми теми знаниями о жизни, без которых он не мыслит себя как СОСТОЯВШЕЕСЯ существо в этом мире. А достойная поэзия, — если следовать классическому определению её в виде «лучших слов, расположенных в лучшем порядке», — воплощает в себе рационально-эмоциональное осмысление человеческой сущности в самых разнообразных её проявлениях…

В Евангелии от Иоанна сказано: «Слово есть Бог». Следовательно, слово, тем более поэтическое, как особо «отточенное», «отшлифованное» приметами стихотворчества, кратно усиливает значение и звучание прочитанного, услышанного или произнесённого СЛОВА.

   Роль поэзии в жизни человека, тем более только начинающего жить и определяющего в ней свои личностные ориентиры, переоценить трудно

                                          Гринченко И.В.,

учитель русскогоязыка и литературы

лицея-интерната №21