Close

30.01.2012

Декада гуманитарных наук 2012 года

Итоги Декады -2012
 «Слово» — «2012 год – год Истории России» — радиоурок Т.Г.Артеменко

Впервые в истории – Год истории

            2012 год президентом России объявлен Годом российской истории. Такого еще в нашем прошлом не бывало!   Много поводов:
—        1150 лет российской государственности,
—        770 лет Ледовому побоищу,
—        400 лет изгнания из Москвы поляков,
—        200 лет изгнания из Москвы французов,
—        150 лет со дня рождения П.А.Столыпина,
—        120 лет со дня рождения М.И.Цветаевой…
Беспощадное, всепоглощающее время… Библейские мудрецы знали, что «нет памяти о прошлом, да и о том, что будет, не останется памяти у тех, которые будут после…»
            Но так ли все безнадежно??? Хитроумная муза Клио, покровительница истории, сумела многое сохранить. Многое из прошлого она сумела спрятать в настоящем: вдумайся в имена, которые мы получаем при рождении, поразмышляй над бабушкиными историями, всмотрись в старые фотографии. Отечество – это нить, смотанная в клубок. Назовешь себя по отчеству – вспомнишь отца, назовешь отца по отчеству – вспомнишь деда, назовешь по имени-отчеству деда – вспомнишь прадеда… Без обрыва должна тянуться нить. Ведь длина ее – вечность.
«…От человека к человеку, восполняя его куцее земное время, история переносит целиком груз чужого долгого жизненного опыта со всеми его тяготами, красками, соками, воссоздает опыт, пережитый другими, — и дает усвоить, как собственный. … Так она становится живой памятью нации и сберегает национальную душу».
Человек, лишенный памяти, превращается в манкурта, способного убить собственную мать. Народ, лишенный исторической памяти, — манкурт, равнодушный к судьбе родины. Наши недруги хорошо это понимали. Министерство пропаганды гитлеровской Германии издало любопытный приказ: «И пусть никому не приходит в голову передавать покоренным народам по радио сведения из их прежней истории. Передавать следует музыку и еще раз музыку!»

Год истории призван поднять престиж исторической науки, ее роли в жизни российского общества. Понятия: «воспитание историей», «воспитательный потенциал истории» — основательно, прочно вошли в язык нашей культуры, нашей науки, общественной жизни.

Пожалуй, трудно назвать какую-нибудь другую науку, кроме истории, которая бы столь широко и всеобъемлюще охватывала человеческие взаимоотношения, развитие человека, общества, всего мира. Несомненно, что именно на историческом поприще больше всего и во все времена было сломано копий: в спорах и войнах, в созидании и разрушении, в сохранении и забвении, в фальсификациях и торжестве истины…

А.Моруа писал: «Никто больше не повлиял на ход мировой истории, как историки». Исторические памятники во всем мире и, видимо, во все времена имели политическую подсветку. Небывалая острота и масштабность социальных потрясений в России превратили эту подсветку в ослепляющий прожекторный луч. Временем высшего подъема народного интереса к своему прошлому стали в России 1988 и 1989 годы. Общество было смущено, взволновано тем, что скрывали минувшие годы. Встреча минувшего и настоящего стала длительным, нелегким, во многом мучительным процессом.

Стоит ли былое вспоминать,
Брать его в дорогу, в дальний путь?
Все равно упавших не поднять,
Все равно ушедших не вернуть…
И сказала память: «Я могу
Все забыть, но нищим станешь ты.
Я твои богатства стерегу,
Я тебя храню от слепоты!»
В трудный час, на перепутьях лет,
На подмогу совести своей
Мы зовем былое насовсем,
Мы зовем из прошлого друзей.
И друзья, чьи отлетели дни,
Слышат зов – и покидают ночь.
Мы им не поможем, — но они
К нам приходят, чтобы нам помочь».

Кто-то из великих сказал: «Чтобы увидеть будущее, надо подняться на вершину прошлого».

Если же трудно найти в истории положительный опыт, полезный для жизни, учитесь на отрицательном. И помните В.Ключевского:

 «История учит даже тех, кто у нее не учится: она их проучивает за невежество и пренебрежение».